Как научить ребенка читать по слогам. Методики – плюсы и минусы

Ваш ребенок быстро подрастает и уже знает буквы? Пора заняться обучением маленького человечка чтению по слогам. Как быстро добиться хороших результатов? Рассмотрим положительные и отрицательные стороны методик, которые сегодня используют большинство родителей.

Как определить, готов ли ребенок к обучению?

Современные мамы и папы пытаются загрузить ребенка множеством разнообразных знаний чуть ли не с пеленок. К сожалению, это может нанести вред и физическому здоровью детей, и их психологическому состоянию. Прежде чем научить ребенка чему-либо, задайте себе вопрос — а готов ли к этому мой малыш.

Начинать обучение чтению можно, но при определенных условиях…

  • Речь ребенка полностью сформировалась, он умеет выражать мысли связными предложениями.
  • Фонематический слух развивается нормально, позволяя различать звуки не только в начале или конце слова, но и в середине.
  • Малыш не имеет логопедических отклонений — нарушений в мелодике и ритмичности речи, неправильного произношение ряда звуков.
  • Кроха не путается в пространстве, четко различая понятия «верх — низ» и «налево — направо».
Кроме того, чтобы быстро научиться читать по слогам, ребенок должен уметь правильно произносить звуки, к примеру, не «Мэ», а «М», иначе, присоединяя к ней букву «А», но получит «Мэа — мэа» вместо желаемого «Ма-ма».

Популярные методики чтения по слогам

Существуют 2 основных, являющихся противоположностью друг друга, способа обучения — фонетический и лингвистический.

Все современные методики, так или иначе, задействуют эти формы

  1. Фонетический метод берет за основу алфавит. Малыш сначала учится произносить правильно звуки и буквы (фонетика), затем складывать их в слоги и слова.
  2. Лингвистический метод, использующий науку о строении языка, предполагает начинать обучение на известных, часто используемых словах, которые читаются так же, как и пишутся.

Самым известным и проверенным многими поколениями родителей способом является букварь. Кроме того, молодые родители используют кубики Зайцева или методику Домана. Есть еще десятки методик различных авторов от традиционных до суперсовременных.

Учимся читать по букварю

На рынке детской литературы появилось множество пособий по обучению чтению. Чтобы не растеряться в этом разнообразии, остановимся на самом классическом варианте — букваре Н. Жуковой, кандидата педагогических наук и известного логопеда. Книга объединяет в себе классический способ обучения с оригинальным, разработанным автором, логопедическим методом.

В букваре Н. Жуковой за единицу чтения принята не буква, а слог. Автор наглядно, путем графики, объясняет, как он образовался.

К примеру, между буквами А и У нарисован бегущий человечек. Передвигайте указкой от одного звука до второго. Малыш будет тянуть первый звук, и плавно, вместе с человечком, доберется до второго. Ребенок, пролистав первые странички и узнав знакомые буквы, сам начинает объединять их в слоги.

Информация в книжке подается доступно, от простого материала к сложному. Сначала кроха объединяет в слог одни гласные буквы, затем присоединяет согласную к гласной и, наконец, знакомится со слогами из трех букв. Далее идут односложные слова, затем состоящие из 2 слогов, и так далее. Букварь не перегружен картинками, они только помогают малышу, не отвлекая его от главного.

Большим плюсом букваря Н. Жуковой является наличие на каждой странице рекомендаций для родителей — что и как они должны делать, обучая малыша. В книге нет лишней информации, мешающей ребенку усваивать знания. Весь материал тщательно подобран и скомпонован.

Плюсом обучения чтению по букварю Жуковой является наглядность и простота метода, а также наличие справочной информации для родителей. К недостаткам можно отнести монотонность обучения, которая вызовет у малыша скуку. Дети любую информацию лучше воспринимают в игровой форме, а с букварем нужно спокойно сидеть за столом.

Кубики Зайцева

Методика Зайцева появилась в 1989 году и за долгие годы существования доказала свою эффективность. Она интенсивно развивает такие необходимые для малыша функции, как память, абстрактное и логическое мышление.

Кубики Зайцева позволяют даже самым маленьким быстро освоить науку. Метод относится к здоровьесберегающему способу обучения. Малыши не засиживаются за столом. Обучение проходит в игровой, подвижной форме.

Н. А. Зайцев, известный педагог-новатор, является автором большого количества пособий, но его кубики пользуются особой популярностью. Они позволяют получать информацию с помощью не только зрительного, но и слухового восприятия. Кубики имеют разные размеры, разноцветную окраску и, кроме того, издают звуки, так как внутри находятся различные наполнители. Малыши учатся отличать глухой звук от звонкого, сравнивают звучание кубиков со звуками речи человека.

Отличие занятий Зайцева от других способов обучения состоит в том, что детей учат читать не по слогам, составляя их из отдельных букв, а по складам. Они представляют собой связку «согласный — гласный», органично сочетаемую с речью человека, а потому проще запоминаемую.

Такой способ обучения чтению предложил еще Лев Толстой, положивший его в основу азбуки, а Зайцев великолепно адаптировал его к современным условиям.

Все кубики окрашены в несколько цветов

  • Золотистые кубики с гласными буквами.
  • Коричневые («деревянные») кубики обозначают глухой склад.
  • Серые представляют склады со звонким звучанием.
  • Зеленые и белые — знаки препинания.

Кубики Зайцева имеют разный размер и вес, что ускоряет обучение. Малыши в восторге от занятий, так как все проходит в занимательной игровой форме. Из кубиков строят дома, замки или дороги, проговаривая при этом склады. Дети быстро осваивают информацию и учатся читать в короткий срок.

К недостаткам метода можно отнести то, что звучащие кубики могут рассеивать внимание крохи, мешая сосредоточиться на главном. Кроме того, неизвестно, как ребенок, учившийся читать с кубиками Зайцева, будет справляться на уроках со школьным букварем.

Нужно ли использовать новейшие методики для обучения детей чтению

Кроме классического букваря и кубиков Зайцева, сегодня имеются десятки методик, по которым рекомендуются учить малыша чтению по слогам. Все ли они подходят для наших детей?

Возьмем, к примеру, методику Павла Тюленева, который советует научить ребенка читать еще до того, как он начнет ходить. Господин Тюленев предлагает убрать подальше от глаз новорожденного яркие игрушки, разноцветные пеленки и красочные обои. На стене нужно развесить портреты родителей, а с 2-х месяцев — геометрические фигуры и буквы. С 3-х месяцев на стенах должны висеть математические формулы. Согласитесь, поневоле задумаешься об адекватности методов автора и его самого!

Еще в одной методике написано, что детям, вместо карточек и кубиков с буквами, нужно пользоваться пишущей машинкой или компьютером. Так и хочется спросить у автора идеи, а что будет со здоровьем крохи после таких занятий?

Как научить малыша чтению по слогам без слез и упреков? Советы логопеда

Если ребенок уже знает все буквы и правильно произносит звуки, научить его чтению по слогам не составит труда.

  • Проблема может возникнуть из-за того, что кроха не захочет учиться. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка и заставлять его заниматься силой. Просто ваш малыш еще не готов к обучению.
  • Не нужно тратить более полугода на обучение 3-4 летнего малыша, травмируя его психику, если к пяти годам он сам проявит интерес к чтению и осилит эту науку всего за месяц. Лучше читайте ребенку больше интересных занимательных книжек, каждый раз делая акцент на том, как это хорошо — уметь читать.
  • Все занятия нужно проводить в игровой, непринудительной форме. Возьмите 2 кубика или карточки с буквами и устройте игру в догонялки. Пусть буковка М догоняет букву А. Объясните крохе, что произойдет, когда они встретятся. Произнесите слог МА медленно и четко, чтобы малыш понял и смог повторить.
  • Для первых занятий выбирайте простые, состоящие из 2-х букв слоги, которые встречаются чаще других БО, МА, РУ и другие. Когда малыш поймет, как буквы соединяясь, образуют слог, переходите к более сложным примерам с шипящими и глухими согласными ША, ТЕ, ХА.
  • Теперь можно знакомить кроху со слогами, где на первом месте стоит гласная буква — АХ, ЕМ, УС. После того как ребенок хорошо освоит слоги, начинайте учить его соединять их в слова. МА-МА, ПА-ПА, РА-МА. Не торопите и не ругайте малыша, если новые знания ему даются нелегко. Со временем все у него получится! Не забывайте закреплять пройденный материал.
Чтобы ребенок занимался с удовольствием, нужно преподносить ему информацию так, чтобы было интересно. Необязательно пользоваться какими-то методиками, проявите смекалку и придумайте свой оригинальный способ занятий. Ведь никто лучше родителей не знает, что больше интересует их кроху.

Если он любит строить, используйте кубики с буквами. Нравится рисовать, рисуйте вместе с ним буквы и слоги. На прогулке спросите, как зовут знакомого малыша, и попросите ребенка произнести его имя по слогам. Поищите на вывеске магазина знакомые слоги.

Логопеды утверждают, что к 5 годам нормально развивающийся ребенок способен выполнять звуковой анализ слова, то есть раскладывать его на слоги и звуки. Используйте и развивайте это умение, оно поможет малышу научиться читать быстрее.

Педагоги, врачи и психологи спорят относительно того, в каком возрасте начинать учить ребенка читать. На самом деле, только мама, досконально зная своего малыша, может понять, когда тот уже готов к обучению.

Поделитесь с друзьями:

  • Золотова Алевтина Алексеевна (

    Я не очень хороший художник, но моя внучка любила, когда я ей в награду за правильно прочитанное слово делала рисунки. И мы с ней сочиняли целые сюжетные картины. Например, она читает слово «слон», я рисую слона и мы едем с ней по джунглям, потом я ей говорю, что нам повстречался кто-то, пишу «кот», она читает, я рисую и т. п. На такие игры у неё терпения надолго хватало. Одновременно вырабатывался навык чтения.