Девочка и хозяйство – как и когда правильно обучать девочек работе по дому?

Воспитать настоящую хозяйку, способную не только убраться в доме, но и приготовить полноценный обед, несложно. Привить любовь к этой деятельности гораздо сложнее. Чтобы не совершить ошибок в воспитании, необходимо запастись огромным терпением и любовью, видеть границы возможностей ребенка и почаще его хвалить.

Ведение хозяйства – учить или нет?

Встречаются молодые семьи, где жены не имеют основных навыков ведения хозяйства или не желают делать что-либо по дому. Конечно, до женитьбы муж об отсутствии таких качеств у своей половинки даже не подозревал, а ведь нередко это становится причиной конфликтов и даже развода в образованной совсем недавно ячейке общества.

Такое происходит по двум причинам:

  1. Мама любит свою дочь и жалеет ее: «Бедная, устала учиться, отдохни, а я сама приберусь». Она ошибочно считает, что всему необходимому дочка научится после замужества.
  2. Время для приобщения к труду было упущено, поэтому у дочери не развит интерес к труду – она воспринимает его как трудовую повинность, которая не приносит удовлетворения.

Чтобы избежать подобных ситуаций, следует вовремя прививать навык хозяйственности дочке и приучать ее к шитью, приготовлению пищи, уборке. Научить не сложно. Труднее развить интерес к выполняемой работе.

Когда и как это делать?

До трех лет ребенок активно познает окружающий мир, задача родителей в этот период – сделать этот процесс позитивным и полезным.

Совместная уборка

Детям прививают простейшие навыки самообслуживания и поведения, которые представляют собой основу для развития хозяйственных умений.

Обратите внимание! Обучение домашней работе начинать нужно, когда ребенку исполнится 2,5 годика. Чтобы вызвать положительные эмоции к труду, есть всего лишь год. Именно в возрасте до 3,5 лет дочка радуется совместному труду и ждет со стороны мамы восхищения.

Конечно, ее работа несовершенна, и придется не раз за нею переделывать.

Важно в это время не терять терпения и хвалить ее несмотря ни на что.

Положительные эмоции, полученные в этот период, будут сопровождать ребенка всю жизнь, ведь у женской психики имеется одна особенность – глубокая эмоциональная память. Именно поэтому некоторые женщины во время уборки чувствуют радость и удовлетворение, а у кого-то имеется стойкая антипатия к домашним делам.

При обучении домашней работе необходимо помнить следующие моменты:

  1. Ведущая деятельность – игра. Для приучения к аккуратности и порядку следует использовать игровые приемы: игрушки «уходят» спать в свои «домики», семья карандашей – в коробку.
  2. Собственный пример. Мама начинает прививать интерес к бытовым делам, подробно объясняя, что она делает, и показывая, как это интересно. Маленькие дети любят подражать взрослым, поэтому полезно будет купить маленькие совок, веник и посудку, чтобы дочка тоже могла убираться и готовить еду.
  3. Творческий подход. Его можно использовать во время приготовления пищи, позволяя дочке самой сделать булочки из теста, приготовить бутерброды или налить сок.
  4. Похвала. Девочки нуждаются в одобрении и похвале, тогда они чувствуют себя значимыми, работают увереннее, у них появляется интерес к делу.

Моем посуду

Ни в коем случае нельзя наказывать детей трудом: неприятный эмоциональный след от работы останется на всю жизнь. И чем больше девочке приходится выполнять нелюбимую работу, тем сильнее становится неприязнь.

Воспитание девочек на Руси

Воспитание мальчиков и девочек основывалось на принципе: «Лучше небольшое дело, чем большое безделье». К 11 годам девочки уже были самостоятельными хозяюшками и могли многое делать. К трудовой деятельности их начинали приобщать с пяти лет: они в это время учились прясть и помогать маме и старшим сестрам по дому, пололи и поливали грядки, следили за курами и гусями, нянчились с младшими братишками и сестренками.

Процесс приобщения к домашним обязанностям основывался только на личном примере: мама во время выполнения бытовых работ объясняла принцип работы, а потом доверяла ей самый простой этап этой деятельности. Когда дочка осваивала необходимый навык, ее функцию усложняли.

Например, маленькие девочки сначала присматривали за гусятами, а к 12 годам они уже отгоняли корову на пастбище и доили ее. Непрерывность и последовательное усложнение работы способствовали получению высоких результатов.

К 11 годам девочки осваивали следующие виды работ:

  • Помощь по дому – мытье посуды, уборка, приготовление простой пищи.
  • Уход за маленькими детьми.
  • Ткачество – большинство же могли самостоятельно сделать поясок.

Кроме этого некоторые девочки занимались стиркой, помогали взрослым в полевых и огородных делах, пасли домашних птиц, животных, управлялись в сарае. Трудолюбивых девочек всегда хвалили старшие.

Вместе готовим

Традиции других народов

Несмотря на почти стертые границы между культурами разных стран, воспитание детей все же отличается:

  1. Индейских детей не наказывают и ни к чему не принуждают. Они принимают участие во всех делах родителей, внимательно смотрят, учатся, а потом приобщаются к взрослым делам. Для этого у них есть свои собственные инструменты, только маленького размера. Индейцы радуются, если у малыша возник интерес к чему-то, даже если он это дело не закончил. У них нет понятия «потом» — любое требование ребенка выполняется сразу.
  2. В армянских семьях девочек и женщин оберегают: хозяйственные работы и походы по магазинам – чисто мужское занятие, тогда как девочек с детства обучают готовке, уборке и уходу за мужем и детьми.
  3. В Восточной Азии девочек приобщают к труду и подчинению довольно рано – они должны во всех делах помогать маме, уметь шить и вязать, готовить еду. Таким образом их подготавливают к раннему браку.
  4. Японцы до пяти лет детей не наказывают и не запрещают им ничего. Все это время мама сама работает по дому: считается позорным принять помощь от детей и подруг. После пяти лет девочек начинают приобщать к ведению хозяйства.

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *